Home » Новости » Фриц Ланг — Гений немецкого кино

Фриц Ланг — Гений немецкого кино

Гений немецкого кино

Почему Фриц Ланг бросил техническую школу и стал заниматься живописью? Где он впервые познакомился с кинематографом? Какой случай произошел с первой женой Ланга, и как это повлияло на его жизнь? Благодаря какому фильму режиссер получил международное признание? Чем знаменит фантастический фильм Ланга 'Метрополис'? Почему режиссер не принял предложение Геббельса и эмигрировал в Америку? Как проходила адаптация Фрица Ланга к американским реалиям? Какие голливудские фильмы режиссера стали классикой и заложили основы жанра нуар? Чем в последние годы жизни занимался Ланг, и какие свои фильмы он любил больше всего?

Ранние годы

Фриц Ланг – один из тех режиссеров-новаторов кто сумел добиться успеха в немом кино, а затем повторил его в звуковых фильмах. Его самая масштабная работа – 'Метрополис' – расширила границы кинематографа, оказав огромное влияние на современников и будущее поколение.

Фридрих Кристиан Ланг появился на свет в Вене 5 декабря 1890 года. Его родители были выходцами из Моравии и воспитывали сына в духе католицизма. Особенно ревностной католичкой была мать Ланга, которая имела еврейские корни, но приняла новую религию, когда сыну было десять лет.

Фридрих с детства увлекался рисованием, но по настоянию отца после окончания начальной школы поступил в Высшую техническую школу, чтобы овладеть профессией инженера. Однако в 1908 году он бросил учебу и стал посещать уроки живописи в Венской Академии изобразительных искусств. Желая поучиться у лучших мастеров мира, Ланг побывал в Мюнхене и Америке. Последним пунктом в его списке был Париж, где в 1913—1914 годах он посещал Академию Жюлиана. Здесь, во Франции, он впервые познакомился с новым видом искусства – кинематографом.

Образование Фрица прервала Первая мировая война. Как и многие парни его возраста, он записался добровольцем и вскоре был отправлен на фронт. В перерывах между боями Ланг писал сценарии и даже ставил для военнослужащих небольшие спектакли. Собственно, именно тогда талантливого парня заметил берлинский кинопродюсер Эрих Поммер. В 1918 году, получив очередное ранение, Фриц был признан непригодным и демобилизовался.

Фриц Ланг   Гений немецкого кино

Выйдя из госпиталя, Ланг сразу же отправился в Берлин, где был устроен Поммером штатным сценаристом на студию 'Decla'. По нескольким его сценариям были поставлены фильмы, но известность начинающему кинематографисту они не принесли. В эти же годы в жизни Фрица произошел случай, который до сих пор является предметом споров. Его первая жена Элизабет Розенталь погибла при загадочных обстоятельствах, выстрелив себе в грудь. Ходили слухи, что она застала мужа с любовницей Теа фон Харбоу и в ходе потасовки была убита. В 1922 году, через два года после смерти жены, Ланг женился на Харбоу, что стало еще одним свидетельством в пользу этой версии.

Международное признание

В 1919 году Лангу удалось снять свой первый полнометражный фильм 'Харакири', благодаря которому он зарекомендовал себя способным режиссером. Кинокомпания дала Фрицу 'зеленый свет', и на протяжении нескольких лет он создал несколько успешных фильмов. Первым таким фильмом стала философско-лирическая притча о любви 'Усталая смерть' (1921). Благодаря этой работе Ланг получил международную известность и признание критиков.

Среди крупных работ немецкого периода режиссера стоит отметить детективную драму 'Доктор Мабузе – игрок' (1922) и фильм 'Нибелунги' (1924), созданный по мотивам древнегерманского эпоса. Но его главным творением безусловно является знаменитая антиутопия 'Метрополис' (1927), идея создания которой пришла в голову Ланга после посещения Америки.

'Метрополис' стал самым дорогим и самых грандиозным фильмом своего времени и произвел большое впечатление на весь мир. С технической точки зрения он поражал своими масштабами и безупречностью. Ланг самоотверженно работал над фильмом, занимаясь преимущественно его художественной стороной. За сюжетную линию отвечала его жена Теа фон Харбоу. Режиссер не раз говорил, что это его любимый немой фильм из всех созданных.

Не менее, чем 'Метрополис', Фриц Ланг любил свой первый звуковой фильм 'М' (1931). Эта детективная история о маньяке-убийце приобрела славу леденящей и провокационной работы и стала, по мнению критиков, предвестником первых фильмов-нуар. Режиссер создал еще несколько фильмов в Германии, но с приходом к власти нацистов, вынужден был эмигрировать в Америку. Согласно легенде, Геббельс предложил Лангу возглавить киноиндустрию, заявив, что Гитлеру очень понравились его фильмы 'Метрополис' и 'Нибелунги'. Однако в силу своих убеждений режиссер отказался. В апреле 1933 года он развелся с Харбоу и в июле переехал в Париж.

В Голливуде

Во Франции Фриц Ланг прожил всего год, после чего в 1934 году отправился в США. Он был уже известным режиссером, поэтому без особого труда смог заключить контракт с компанией 'MGM'. Однако покорить Америку Лангу сразу не удалось. Пресса писала, что многие отнеслись к нему настороженно и потребовалось немало времени, чтобы он адаптировался к американским реалиям.

Дело было в том, что компания 'MGM' специализировалась на популярных фильмах и главной целью видела коммерческий успех. Ланг же пытался доказать руководству, что кино должно нести ответственность, если не перед публикой, то перед самим собой. Компромисс все же был найден, и режиссер приступил к работе.

Первым успехом Фрица Ланга в Голливуде стала криминальная драма 'Ярость' (1936), в которой с блеском была показана стадная психология толпы. Фильм имел большой успех у зрителей и был номинирован на 'Оскар' за лучший сценарий. Тем не менее, после выхода фильма режиссеру хватило глупости в одном интервью негативно отозваться о работе студии, и его исключили из 'MGM'.

Карьеру Ланга спасла актриса Сильвия Сидни, исполнившая главную роль в 'Ярости'. Она нашла независимого продюсера, который согласился спонсировать несколько проектов режиссера. В дальнейшем Сильвия снялась в нескольких фильмах Ланга, сыграв важную роль в его жизни. Их самая известная совместная работа – криминальная драма 'Жизнь дается один раз' (1937) – заложила основы жанра нуар и считается классикой.

В 1937 году Фриц Ланг заключил контракт со студией 'Paramount Pictures', а спустя два года начал сотрудничество с '20th Century Fox'. К его самым известным фильмам этого периода можно отнести вестерн 'Возвращение Фрэнка Джеймса' (1940), триллер 'Охота на человека' (1941) и антифашистскую драму 'Палачи тоже умирают' (1943). Также большой успех имели работы с актрисой Джоан Беннетт – фильмы-нуар 'Женщина в окне' (1944) и 'Улица греха' (1945), готический триллер 'Тайна за дверью' (1948).

Последней работой Ланга в Голливуде стал фильм 'За гранью разумного сомнения' (1956). В 1956 году он ненадолго уехал в ФРГ, но вернувшись, уже не стал заниматься кино. Остаток жизни режиссер провел в путешествиях, иногда снимая фильмы в Италии, Индии и Германии. В 1960 году Ланг поставил свою последнюю работу 'Тысяча глаз доктора Мабузе'. Иногда он появлялся на престижных кинофестивалях, снимался в роли самого себя, выступал консультантом у начинающих режиссеров.

2 августа 1976 года Фриц Ланг скончался в Беверли-Хиллз и был похоронен на Голливудских холмах. Будучи представителем немецкого экспрессионизма, Ланг предвосхитил эстетику американского нуара. Он оказал огромное влияние на формирование послевоенного кино, став одним из самых влиятельных европейских режиссеров, работавших в Голливуде

Добавить комментарий