«Конан-варвар» — эпическая классика фэнтези
Год: 1982
Страна: США
Режиссер: Джон Милиус
Жанр: фэнтези, боевик, приключения
Бюджет: $20 000 000
Сборы в США: $39 565 475
Сборы в мире: + $29 286 000 = $68 851 475
Поначалу фильм планировался чем-то вроде доисторической бондианы – амбициозный выпускник нью-йоркской школы искусств Эдвард Саммер сходу написал шесть сценариев и был искренне уверен, что студия оторвет их с руками.
Подготовительная работа над фильмом началась ещё в 1977 году, но из-за множества разного рода проволочек к реальным съемкам приступили не ранее 1981 года.
В Голливуде толком не понимали, что делать с фильмом про Конана – в то время спросом пользовались фэнтезийные постановки вроде «Властелина Колец» Ральфа Бакши, но то были мультфильмы. А экранизация миров Ховарда означала большие затраты на производство, даже самая приблизительная смета которого уходила за отметку в $10 млн. (в результате бюджет фильма составил $20 млн), тогда как средняя стоимость фильма в те времена равнялась $8 млн.
По этой же причине в корзину вслед за сочинениями Саммера отправился и сценарий Оливера Стоуна, предполагавший постапокалиптическое будущее, армию звероподобных мутантов-клонов, завоевание планеты и прочую непозволительную роскошь докомпьютерной эпохи. По сегодняшним меркам рукопись Стоуна была очень хороша: работая над сюжетом, он прочитал каждую книгу и каждый комикс о герое, выведя в истории потенциал десятисерийной франшизы. Но на тот момент продюсеры думали иначе, и в ход пошел сценарий Джона Милиуса.
Джон Милиус: Когда я прочитал сценарий Оливера, то наконец-то понял, что кто-то действительно хочет превратить «Конана» в фильм. На самом деле, я остался не в большом восторге от сценария Стоуна – там была отличная концепция, персонажи и чувствовался дух вселенной. Но армия мутантов? Нет, это мне точно неинтересно. Тогда я в срочном порядке прекратил работу над сценарием фильма «Половина неба» и сел писать свой вариант «Конана».
Будущая лента с самого начала позиционировалась масштабным блокбастером – вакансия режиссера отошла Ридли Скотту, выстрелившему в то время «Чужим», а главную роль отдали успевшему обратить на себя внимание бодибилдеру Арнольду Шварценеггеру. Роли второго плана распределили между не менее колоритными культуристами – спутников Конана было поручено играть танцовщице Сандал Бергман и серферу Джерри Лопезу, а для работы над саундтреком продюсер Дино Де Лаурентис начал присматривать модные поп-группы.
Изнурительные тренировки длились год: актерам предстояло войти в отличную физическую форму, научиться управляться с мечом, держаться на лошади и выполнять каскадерские трюки.
В фильме Арнольд Шварценеггер выполнял все трюки сам, так как не нашлось дублера со схожим телосложением. Потому, в первый же съемочный день Шварценеггер оступился и здорово ударился головой о камни (в сцене погони с волками) – поговаривают, что до летального исхода не хватило совсем чуть-чуть, а Бергман едва не потеряла палец, фехтуя с Конаном.
Удивительно, но для съемок в «Конане» даже Арнольду Шварценеггеру потребовалось немало времени на то, чтобы его физическая форма соответствовала всем требованиям режиссера, поскольку к тому времени Шварценеггер уже покинул соревновательный бодибиолдинг (в 1975 году) и успел сбросить вес. Однако, в итоге это сыграло ему на руку. Так как съемки «Конана» откладывались, подготовка к фильму позволила Арнольду достаточно быстро набрать нужную форму для своего неожиданного возвращения в бодибилдинг и завоевать в 7-й раз титул «Мистер Олимпия» 1980 года.
Джон Милиус: Если бы в моем фильме были бы звезды с раздутым самомнением, то я никогда бы не сделал того, что задумал. Арнольд – великий человек. Он очень дисциплинирован и близок к Конану в реальной жизни. Шварценеггер сам создал своего героя и свою карьеру – он усиленно работал, тренировался каждый день, постоянно повторял свои реплики – он был просто одержим ими! Сандал – танцовщица, поэтому ей было совсем несложно сосредоточиться на тренировках и заниматься часами. У Джерри же была выносливость и устойчивость к трудным ситуациям – вряд ли обыкновенные актеры смогли бы также.
Но претезий не было ни у кого – съемочная группа понимала, что картина просто обязана быть успешной. К тому моменту уже Миллиус был постановщиком ленты – Ридли Скотт ушел снимать «Бегущего по лезвию» в самый разгар тренировок.
Поднявшись на борт, Милиус тут же начал диктовать свои условия: нет легкому сказочному флеру, нет примодненному попсовому саундтреку – музыка в фильме должна быть величественной и эпичной. Режисер пригласил сочинять оркестровку преподавателя Бэзила Полидуриса, с переменным успехом пробовавшего свои силы в кино. Написанные им симфонии в последствии стали классикой, разойдясь на бесчисленные цитаты.
О жестком и всегда предельно неуступчивом Джоне Милиусе в Голливуде ходят разнообразные легенды. Поговаривали, что на съемках «Конана» режиссер любил ходить в военной форме и с огнестрельным оружием. Последнее неудивительно, ведь Милиус является членом Совета Директоров Национальной стрелковой ассоциации США (NRA).
А для того, чтобы костюмы героев выглядели более естественно, продюсер фильма Дино Де Лаурентис запрещал актёрам снимать их в перерывах между дублями.
Однако самым сложным эпизодом на съемочной площадке, как ни странно, оказалась любовная сцена между Шварценеггером и Бергман. Мало того, что для каждого из них это было в новинку, так еще и присутствующая на площадке толпа постоянно кричала что-то вроде «Кто-нибудь, прикройте Арнольду его хозяйство!», что явно не располагало к раскрепощенности.
Джон Милиус: Многим было тяжело работать со мной на площадке из-за моего очень упертого характера. Арнольд же, напротив, использовал восточный подход к работе: «Я – река, которую надо направлять. Я должен течь туда, куда мне скажут». При этом – он никогда не терял своей индивидуальности, а оставался Арнольдом и только им. Ни одна часть меня не стала Арнольдом – я просто говорил ему, что надо делать и как. Он напоминал мне Чарлтона Хестона. Я всегда говорил Арнольду: «Посмотри на Хестона – он невероятный». И действительно, если поглядеть на карьеру Чарльза и Арнольда, то можно найти много общего.
Произведенный картиной фурор моментально вывел Шварценеггера в звезды и обрек «Конана» на продолжение. Милиус с самого начала планировал трилогию, но продюсеры решили смягчить рейтинг, чтобы дать сборам продолжения вырасти – в итоге, превратив сиквел в банальную беззубую сказку.
Джон Милиус: Я думаю, что у нас все было сделано со вкусом. Да, фильм все еще выглядит жестоким, но ведь дело не в крови. Если вы хотите увидеть ее, то увидите, разумеется, но она была нужна не для того, чтобы просто шокировать публику. Насилие должно быть видимым, но никак не подсознательным. Я всю жизнь делал жестокие фильмы и не вижу в этом ничего странного. У меня есть строгий моральный кодекс, которого я всегда стараюсь придерживаться. В этой жизни есть последствия для каждого действия и каждый платит свою цену за то, что он делает.
В год своего выхода «Конан-варвар» получил множество негативных отзывов в прессе. Создателей фильма обвиняли в излишней жестокости на экране и чрезмерной «кровавости» отдельных сцен. Однако зрители остались в полном восторге, а Шварценеггер получил мировую известность. Фильм получил премию «Сатурн» и 8 номинаций. Кроме того, актриса Сэндал Бергман претендовала на «Оскар» за роль второго плана.
Фильм был выпущен на видеокассете 2 октября 1982 года. Уровень продаж оказался достаточно высок; с момента своего выхода Конан-варвар оказался в списке Billboard «Videocassette Top 40» (рус. 40 лучших фильмов на видеокассетах) и держался в нём 23 недели. Также Marvel выпустила комиксы по фильму, созданные по сценарию Михаэля Флейшера.
Саундтрек, написанный Бэзилом Поледурисом, получил 2-е место в списке лучших саундтреков к фильмам 1982 года по версииFilms in Review, а в 2005 году номинирован American Film Institute (AFI) на внесение в список Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет по версии AFI. Также фильм оказался среди номинантов в список 10 лучших американских фильмов в жанре фэнтези по версии AFI в 2008 году, а главный герой был номинирован на внесение в список 100 лучших героев и злодеев по версии AFI в 2003 году.
Учитель фехтования из Китая в одной из сцен фильма — это реальный японский учитель фехтования, тренировавший актёров.
Руны на мече Конана гласят: «Чувство вины не мучает того, кто поднимает этот меч во имя Крома».
Арнольд Шварценеггер номинировался на премию «Золотая малина» 1982 года за роль в этом фильме.
По словам режиссёра Дж. Милиуса для съёмок была использована почти точная копия музейного экспоната мечаландскнехтов весом в 60 фунтов (25 кг). Многие другие предметы оружия и снаряжения в фильме были выполнены в натуральном весе и виде, а не из пластмассы.
Джерри Лопес, исполнитель роли Суботая, в обычной жизни был серфингистом и приятелем режиссёра, который сразу определил, что на роль Суботая требуется «кто-то вроде Джерри». Когда ни один из кандидатов режиссёра не устроил, Милиус предложил попробовать самого Джерри. К большому удивлению всех, включая продюсеров, полный непрофессионал Лопес хорошо справился со своей ролью. В этом ему помогло личное увлечение историями о Конане. Все же ему пришлось 6 месяцев посещать актерские курсы, которые вел Мако (исполнитель роли Акиро).
Короля Озрика изначально должен был играть не Макс Фон Зюдов, но планируемый исполнитель заболел. Хотя никто не верил, что знаменитый актёр согласится на небольшую роль в таком «несерьезном» кино. Зюдов согласился благодаря уговорам старшего сына (фаната комиксов о Конане) и из чистого любопытства.